Свами Криянанда покинул тело 21 апреля 2013 года. С тех пор мы называем годовщину его ухода Днем Мокши — мокша означает духовное освобождение, или, буквально, «преодоление заблуждения». В Ananda Village мы отмечаем эту дату шестичасовой медитацией в доме Свамиджи, Хрустальном Эрмитаже. Это также пик сезона для тюльпановых садов, которые он так любил, и в этом году у нас было около 25 000 тюльпанов, привлекающих почти столько же посетителей, чтобы насладиться их красотой.
Мокша была целью, которой Свамиджи посвятил свою жизнь. И именно этой цели, следуя его примеру, посвятили свою жизнь многие члены Ананды. Возможно, будет полезно увидеть лишь некоторые из многих качеств, которые Свамиджи привил нам, и, что еще важнее, как мы, в свою очередь, можем привить их в своей жизни.
Энтузиазм: Свами Криянанда был самым увлеченным человеком, которого я когда-либо встречал. Что бы он ни делал в данный момент, он делал это с полной энергией, сосредоточенностью и радостью.
Энтузиазм Свамиджи, с которым он делился учениями, создал магнетическое влияние, изменившее тысячи жизней.
Люди часто спрашивают нас с Деви, как мы успеваем делать так много (иногда с нескрываемым намеком «в вашем возрасте»). Секрет в желании! Мне снова и снова доказывают, что мы устаем не из-за самой деятельности, а из-за нашего внутреннего сопротивления. Я не могу утверждать, что мне всегда удается достичь высокого уровня энтузиазма, но мне, по крайней мере, удавалось загнать монстра нежелания в угол.
Ученичество: Это была главная цель жизни Свамиджи. Все, что он делал, а это было ошеломляющее количество, он делал в сонастройке с Мастером. Различные темы его книг, как спицы в колесе, исходили из центра учений Мастера, и каждая из них была адаптирована к конкретной теме. Его ученичество у Мастера стало настолько глубоким, что в конце жизни Свами сказал: «Я больше не знаю, где заканчивается Свами Криянанда и начинается Йогананда».
Лично я заканчиваю каждую медитацию искренним подношением своей воли воле Мастера и глубокой молитвой о его руководстве. Настоящей проблемой в течение дня является не желание, а забывчивость. Если я не забываю просить о руководстве, то неизменно получаю его.
Всеобщая доброта, дружба и любовь: У Свами было огромное сердце, достаточно большое, чтобы вместить всех. Он заботился обо всех нас, как отец и мать, включая людей, которых знал совсем немного, и даже совершенно незнакомых. В последнюю неделю своей жизни он пригласил на чай своих близких друзей из общины Ананда близ Ассизи, чтобы дать им последнее благословение, хотя он никогда не упоминал о том, что собирается уходить. Прощание с близкими — не редкость, но даже в последние дни своей жизни он попросил отвезти его в Ассизи, чтобы нанести последний визит и благословить знакомых лавочников.
Однажды, когда Деви молча добивалась от него бОльшего внимания, он сказал: «Деви, никто не является для меня особенным. Я даже для себя не особенный». С другой стороны, для него все были особенными. Его сердце обнимало всех, включая всех вас, кто читает эти слова.
Свамиджи был образцом для всех нас. Когда он спросил Мастера, когда он достигнет мокши, Мастер ответил: «Бог не придет к тебе до конца жизни. Сама смерть — это последняя жертва, которую тебе придется принести». Если мы будем следовать примеру Свамиджи в энтузиазме ученичества и всеобщей любви, я надеюсь и верю, что эти слова Мастера будут относиться и ко многим из нас.
В божественной дружбе,
Наясвами Джотиш