«Много было Моих рождений, о Арджуна, и много также твоих. Я помню все Свои, хотя ты не помнишь своих». Эти слова Шри Кришны, обращенные к своему ученику в «Бхагавад-гите», свидетельствуют о божественной памяти вечной природы души.
Память в ее высшем проявлении — это гораздо больше, чем просто запоминание того, что написано в списке покупки продуктов. Это способность души преодолевать ограничения времени.
Парамханса Йогананда говорил о «легком воскрешении памяти», с помощью которого он вызывал в памяти прошлый опыт общения со своим гуру, Шри Юктешваром. Благодаря тренированному и обостренному чувству памяти мы можем соединить прошлое, настоящее и будущее в вечное сейчас. Патанджали, древний авторитет в области йоги, описывал духовное пробуждение как смрити, что означает «вспоминание».
Йогические учения описывают три различных уровня нашего сознания.
Подсознательный ум — это хранилище всего нашего прошлого опыта, впечатлений и мыслей. Это архив наших воспоминаний, причем не только об этой жизни, но и обо всех наших жизнях.
Сознательный ум — это операционная система, которая реагирует на детали и вызовы повседневной жизни. С его помощью мы решаем проблемы, принимаем решения и планируем будущее. Сознательный разум опирается на воспоминания, хранящиеся в подсознании, для принятия решений, поэтому они работают вместе.
Сверхсознание — это наша высшая, интуитивная способность, которая позволяет нам расширить наше сознание за пределы ограничений эго. Через него мы можем ощутить свое истинное «Я» и, в конечном счете, единство с Богом.
Из этого описания легко сделать вывод, что все идет по нарастающей — что все, что нам нужно сделать, это сосредоточиться на сверхсознательном уме и забыть о «низших» уровнях осознания. Но все не так просто.
Свами Криянанда сказал по этому поводу нечто такое, что всегда интриговало меня. Сверхсознание, писал он, находится на тонкой грани между сознательным и подсознательным разумом, подобно линии горизонта между морем и небом.
Здесь мы подходим к силе и важности памяти. Подсознание — это гораздо больше, чем мечтательное, неосознанное состояние скрытых внушений. Скорее, это неотъемлемая часть нашего пути к просветлению, поскольку оно содержит полезные уроки из прошлого и не ограничивается пребыванием в настоящем.
Йоганандаджи часто говорил о том, как развивать силу памяти и как правильно ее использовать. «Память, — говорил он, — это та способность сознательного ума, которая с помощью подсознательного ума может вспомнить любой прошлый сознательный опыт. Подсознательный ум всегда бодрствует, он находится под сознательным умом, работает во время сна и постоянно запоминает опыт во время бодрствования».
«Для того чтобы выполнять важные обязанности и вспоминать ценный опыт для ежедневного использования, человек должен уметь работать с материалом, вызванным в сознании силой памяти. Подсознательный ум можно обучить вспоминать по желанию весь сознательный опыт.»
Вот несколько способов, которые дает Мастер для развития нашей памяти:
1) Утром и вечером постукивайте кожу головы костяшками пальцев, а затем массируйте ее пальцами, как это делается в Энергизирующих Упражнениях.
2) Выполняйте каждое действие с пристальным вниманием. Внимание — это игла, которая прорезает бороздки в ячейках памяти.
3) Каждый вечер вспоминайте в деталях все, что произошло за прошедшую неделю. Постарайтесь также подробно вспомнить основные события месяца, касающиеся вашей жизни, вашего города, вашей страны и всего мира.
4) Перед сном и после пробуждения приказывайте своему подсознанию быть внимательным ко всем вашим действиям и сохранять весь ценный опыт.
Это подводит нас к вопросу о правильном использовании памяти. Йоганандаджи сказал: «Память была дана нам для того, чтобы мы сохраняли только хороший опыт и уроки жизни. Помнить плохой опыт и зацикливаться на нем — это злоупотребление Божьим даром памяти».
Это не значит, что мы должны подавлять плохой опыт или игнорировать прошлые ошибки. Скорее, мы должны двигаться дальше от болезненного опыта и сосредоточиться на наполнении наших банков памяти позитивными, божественными воспоминаниями.
Как сказал Шри Юктешвар одному новому ученику, который сомневался в своей состоятельности искать Бога: «Забудь о прошлом. Минувшие жизни всех людей омрачены множеством позоров… Все в будущем улучшится, если ты приложишь духовные усилия сейчас».
В конечном счете, как лучше всего использовать этот божественный дар памяти? Помнить о Боге. Сегодня, когда я пишу эти строки, исполняется семьдесят первая годовщина махасамадхи Йоганандаджи.
Чтобы почтить память нашего великого Мастера, уделите немного времени и вспомните его влияние на вашу жизнь. Когда вы впервые увидели его фотографию? Когда вы впервые прочитали его «Автобиографию йога»? Каким было ваше первое впечатление от нее? Если вы ученик, когда вы поняли, что он — ваш Гуру, данный вам Богом? Посидите в тишине с этими воспоминаниями и постарайтесь почувствовать вневременную природу вашей связи с ним.
Недавно один друг прислал нам описание опыта, который непосредственный ученик Мастера пережил с ним через несколько десятилетий после его махасамадхи. Йогананда явился ему, держа в руках бело-золотую книгу, исписанную световыми буквами, под названием «Книга моей жизни». Мастер взял её в руки и велел ему переворачивать страницы и читать из книги. Переворачивая страницы вперед и назад, он увидел рассказы о своих предыдущих и будущих воплощениях, в которых его гуру постоянно направлял его.
Хотя, подобно Арджуне, мы можем не помнить сознательно свои прошлые жизни, вечная любовь между Гуру и учеником всегда присутствует, просто под поверхностью. Чем больше мы способны обращаться к хранящимся в памяти воспоминаниям о присутствии нашего Гуру и удерживать мысль о нем в нашем сознании, тем быстрее мы сможем осознать свое единство с ним.
С радостью вспоминаем Бога и Гуру,
Наясвами Деви