
Один человек сидел у реки и смотрел, как купается святой. Вдруг с ветки дерева в воду упал скорпион. Святой человек быстро подхватил его и осторожно положил на берег, но, когда он это делал, скорпион ужалил его.
Прошло некоторое время, и снова скорпион, взобравшись на дерево, упал в реку. И снова святой человек спас его. И снова скорпион ужалил его.
Наблюдатель больше не мог сдерживать себя. «Почему ты все время подбираешь это неблагодарное существо? Ведь оно только и делает, что больно жалит тебя!»
Святой спокойно ответил: «Оно ничего не может с собой поделать. Такова его природа».
«Но почему ты снова спасаешь его, зная, что оно сделает?»
Святой с мягкой улыбкой ответил: «Я тоже не могу ничего с собой поделать. Такова моя природа».
Когда Свами Криянанда рассказывал нам эту историю, в его голосе часто слышалась дрожь, а в глазах — блеск. Он явно отождествлял себя со святым человеком, ибо такова была его природа — служить, даже если в ответ на его помощь приходило равнодушие или неблагодарность.
В последние годы своей жизни Свамиджи говорил близким: «Я не хочу больше возвращаться в этот мир. Мое сердце перенесло достаточно боли». Но позже, со спокойной покорностью, он говорил: «Думаю, мне придется вернуться. Мое желание помочь другим потянет меня назад». Такова была его природа.
Все мы живем в соответствии с нашей природой. Наш выбор — мысли, слова, поступки и чувства — складываясь и усредняясь, создают гобелен тенденций. Со временем эти склонности формируют нашу личность. Узор формируется под действием магнитного притяжения наших симпатий и антипатий.
Патанджали начинает свой великий трактат о йоге словами: «Йога — это нейтрализация волн чувств». Союз с Богом, говорит он, наступает только тогда, когда растворяется дуальность притяжения и отталкивания.
Наши симпатии и антипатии гораздо более тонкие и всепроникающие, чем мы думаем. Каждый наш вдох обусловлен клеточным желанием получить кислород. Каждый кусочек пищи, каждый взгляд, каждая дневная или ночная мечта управляются нашими симпатиями и антипатиями.
Эго, в некотором смысле, — это гигантский пучок симпатий и антипатий. Мы испытываем тысячи из них каждый день, и почти все они находятся ниже уровня сознания. Пока мы живем в этом мире снов, пока наши органы чувств активны, мы будем подвержены бесконечной войне дуальности.
Единственный выход из длинного лабиринта эволюции — это все более полное открытие себя тому, что Йогананда называл «инволюцией», или притягательной силой Бога, постоянно тянущей нас назад, к нашей истинной природе. Медитация — самый быстрый и верный способ совершить обратный путь. Она уводит жизненную силу внутрь, подальше от метаний ума и водоворотов сердца.
В «Автобиографии йога», в главе «Опыт космического сознания», Йогананда писал: «Дыхание и беспокойный ум, как я видел, были подобны бурям, которые разбивали океан света на волны материальных форм — земли, неба, людей, животных, птиц, деревьев. Восприятие Бесконечного как Единого Света возможно только через успокоение этих бурь. Как только я утихомирил эти два стихийных буйства, я увидел, как многочисленные волны творения сливаются в одно светлое море, подобно тому как волны океана, утихая, безмятежно растворяются в единстве».
Давайте предложим наши желания — благородные или ничтожные — этому Единому Свету. Постепенно мы осознаем, что мы и есть этот Свет и что ничего другого не существует.
А до тех пор, будь то святой или скорпион, мы будем действовать в соответствии со своей природой.

В Едином Свете,
Наясвами Джотиш