
Недавно на праздничном сатсанге мы отметили 75-ю годовщину публикации «Автобиографии йога» Парамхансы Йогананды. Меня попросили рассказать об одной из моих любимых глав этой удивительной книги, «Опыт космического сознания».
Что касается меня, как и многих других людей, с которыми я встречался, то «Автобиография» изменила мою жизнь. Всю свою жизнь я искал смысл и понимание возможностей сознания. Изучение психологии в колледже не дало ответов на мои вопросы, как и наука в целом, как и религия, по крайней мере, для меня. Я отчаялся найти ответы, пока кто-то не предложил мне прочитать великую работу Йогананды. Не будет преувеличением сказать, что чтение этой книги, и в частности этой главы, не только изменило мою жизнь, но и определило все мое будущее.
Готовясь к своему выступлению, я сделал то, что большинство из нас редко делает: Я не только читал эту главу, но и изучал ее, думал о ней и размышлял над ней. Я был поражен озарениями, которые хлынули на меня, и глубиной учения, которое в ней содержится. Эти несколько страниц действительно подытоживают всю духовную эволюцию. Один из самых важных моментов — это то, как изменилась жизнь Йогананды, когда он ощутил безусловную любовь своего гуру.
Глава начинается с того, что Йогананда со стыдом возвращается в ашрам, откуда он отправился на поиски Бога в Гималаи. Шри Юктешвар принял его обратно, но не с упреком, а с безусловной любовью гуру к своему любимому ученику. «Блаженная волна охватила меня», — писал Йогананда. «Я сознавал, что Господь в образе моего гуру расширяет маленькие пылкие чувства моего сердца до необозримых пределов космической любви».
Это расширение сердца подготовило его к переживанию космического сознания, которое должно было прийти через несколько дней. Когда я читал эту главу, ко мне пришло новое понимание шагов, необходимых для переживания самадхи.
Во-первых, необходимо глубокое, длиною в целую жизнь, стремление к единению с Богом. Даже будучи маленьким мальчиком, Йогананда искал святых и духовный опыт.
Потом, необходимо интенсивно практиковать медитацию и другие духовные техники. Как объяснял Йогананда, это подготавливает нашу нервную систему к огромному потоку энергии, который приходит с Самореализацией. Если мы не будем готовы, эта энергия сожжет наши нервы и мозг.
Затем, что особенно важно, наши сердца должны расшириться, чтобы вместить хотя бы крошечную чашу безграничного простора Божественной Любви.

Забавно, как этот опыт пришел к Мукунде (мальчишеское имя Йогананды). Предполагается, что такое состояние приходит как кульминация долгой, постоянно углубляющейся медитации, как это было у Будды. Но не для Йогананды:
“Через несколько дней, утром, я пришел в пустую гостиную Мастера. Я планировал медитировать, но мою похвальную цель не разделяли непокорные мысли. Они разлетелись, как птицы перед охотником.
«Мукунда!» — раздался голос Шри Юктешвара с далекого внутреннего балкона.
Я почувствовал себя таким же непокорным, как и мои мысли. «Учитель всегда призывает меня к медитации», — пробормотал я про себя. «Он не должен беспокоить меня, когда знает, зачем я пришел в его комнату». Он снова позвал меня, но я упрямо молчал. В третий раз в его тоне прозвучал упрек.
«Я знаю, как ты медитируешь, — воскликнул мой гуру, — твой ум разлетается, как листья в бурю! Подойди ко мне».
[Йогананда, снова стыдясь, направился к своему гуру]. «Бедный мальчик, горы не смогли дать тебе то, что ты хотел… Желание твоего сердца будет исполнено»…
Он нежно ударил меня по груди над сердцем.“
И затем последовал опыт космического сознания, который исполнил желание его жизни, изменил мою и положил начало всемирной духовной революции.
Эта глава очень утешительна. Подобно Йогананде, который со стыдом вернулся к своему гуру, многие борются с чувством, что они разочаровали Бога — что наши медитации недостаточно глубоки или что мы не совершили должного служения. Но Господь, как показал Шри Юктешвар, не имеет к нам ничего, кроме безусловной любви. Когда мы сможем принять это, маленькие пылкие чувства нашего сердца начнут расширяться до необозримых пределов космической любви.

С любовью и радостью,
Наясвами Джотиш